Кэвин Данахер и Джексон Марк. Глобальное объединение простых людей становится реальным


Огромные марши за мир, прошедшие в середине февраля, имеют историческое значение. Долгие годы активисты обещали миру пришествие "глобализации масс" как альтернативы нынешней глобализации, ведомой корпорациями. Всепланетные митинги за мир уже продемонстрировали силу такого объединения людей. Они показали, что глобализация масс становится реальностью.

С восходом солнца утром 15 февраля "антивоенные сборы начались". Участники маршей наводнили улицы Сеула, Токио и Мельбурна, чтобы противостоять захвату Ирака. Более одного миллиона людей, несущих антивоенные плакаты, прошествовали мимо римского Колизея. Демонстрации за мир были проведены по всей Испании, а Лондон стал свидетелем самого большого в британской истории протеста. До 400.000 людей заполнили восточную сторону Манхеттана, в то время как лауреат Нобелевской премии архиепископ Десмонд Туту вел толпы, выкрикивающие "Мир! Мир! Мир!". В заснеженном Миннеаполисе около 10 тысяч ручьем прошли через город, а в Фениксе тысячи в это время маршировали в футболках. Сочтенные вместе, по крайне мере 10 миллионов людей во всем мире объединились в протесте против войны в Ираке.

Нельзя сказать с уверенностью, что глобальные марши мира немедленно привели к быстрому результату. Безусловно, широкомасштабные выступления по всему миру смутили "боеголовки в Вашингтоне" - как остроумно было замечено на одном из плакатов - и заставили Белый Дом защищаться. Тем не менее, администрация Буша, кажется одержимой желанием начать-таки войну против Ирака. (К сожалению это уже произошло…)

Долговременные же достижения маршей обещают быть более значимыми. Сама идея "глобального движения за мир" воплощается сейчас в политической реальности. Ручейки неудовольствия грозят перейти в реки активности гражданского населения, способные изменить международные отношения и вновь вдохнуть жизнь в затихшие было усилия борьбы за мир и демократию. Как выразился Нью Йорк Таймс: "Возможно, в мире снова будут противостоять две сверхсилы - на этот раз США и мировая общественность".

Глобализация совести

Мировые протесты за мир стали возможны благодаря глобализации. Это были странные демонстрации, организованные и координируемые через интернет. Но не ошибайтесь - не боссы корпораций ведут ее. Марши явились результатом глобализации совести, а не коммерции. Построение такого движения потребовало большой работы. В недавнем прошлом профсоюзы устанавливали связи между рабочими организациями в разных странах. Экологи смогли убедить потребителей силой своих кошельков остановить вырубку тропических лесов. Правозащитники привлекли внимание к проблемам групп местного населения, которым угрожали коммерческие проекты, ложно именуемые "проектами развития". Организации за честную торговлю смогли построить отношения между производителями в беднейших странах и мира и более обеспеченными потребителями стран Запада. И активисты таких и подобных организаций объединились, несмотря на географию, через континенты, чтобы бросить вызов институтам ВТО и МВФ.

Сначала казалось, что атака террористов 11 сентября 2001 может сломить расцветающее социальное движение. Войны, в конце концов, хорошо способны затыкать рот инакомыслящим. Но хотя войны и подрывают предшествующие движения за социальную справедливость, они имеют тенденцию порождать свои движения. Воинственность Белого Дома Буша провоцирует международный ответный удар, который обещает придать новую энергию и привести новых союзников к гражданским активистам.

Вызов, брошенный нам, состоит в том, чтобы расширить свои усилия и обращаться теперь к причинам насилия, а не к его последствиям. Можем ли мы объединить движение за мир с движением за справедливость? Как может глобализация масс полностью использовать свой потенциал?

Новое определение безопасности

Ответ лежит в создании движения, преданного не только делу сохранения мира, но и делу его создания. Вместо того, чтобы всего лишь предотвращать конфликты, мы должны бы бороться за уничтожение корней конфликта. Для этого требуется вновь дать целостное определение безопасности.

Каждое шествие за мир - отчаянный крик о помощи. Но безопасность, перефразируя Мартина Лютера Кинга, это не просто отсутствие войны - это наличие справедливости. Настоящая безопасность потребует большего, чем сказать "стоп" империалистическим инстинктам администрации Буша. Она требует разрушения несправедливости - экологической, политической и экономической несправедливостей, которые дают пищу возмущению и страхам, движущим войной.

Если не ограничить зависимость человечества от нефти, мы никогда не будем в безопасности. Не помогая гражданам мира в построении настоящей демократии, мы никогда не будем в безопасности. Не убедившись, что у всех есть крыша над головой и достаточно пищи, чтобы прокормить семью, мы никогда не будем в безопасности. Наличие настоящей безопасности зависит от того, сможем ли мы поставить идеалы демократии и честности в центр своих приоритетов.

Администрация Буша опасна тем, что считает, что спокойствие можно достичь доминированием. Если смотреть через империалистические очки, то Международный Суд, Киотский протокол по глобальному п